Неведома зверушка: влияет ли Лабубу на сознание людей
Евгения Бородина
Владелец бренда «Лабубу» Ван Нин стал одним из богатейших людей мира. Ажиотаж вокруг актуального аксессуара не утихает: люди продолжают сбрасываться на благосостояние креативного предпринимателя, покупая Лабубу. И этот пример далеко не единственный, когда модная вещь полностью меняет рынок и предпочтения людей. «Известия» разбирались, где заканчивается стремление быть «в потоке» и начинается массовое сознание, как не стать жертвой моды и почему с точки зрения психологии полное игнорирование трендов — тоже не очень хороший признак.
Как фанаты повлияли на моду
Когда стремление быть модным переходит в массовое следование неким тенденциям, стирается грань индивидуальности, считает международный фешен-эксперт, консультант по имиджу Александра Левитина. И тогда само понятие стиля выходит из-под контроля человека, а его «вкусовые радары» сбиваются.
— Мне очень импонирует подход французского философа Ролана Барта, связанный с семиотикой (наукой о знаках и знаковых системах). Он заключается в том, что одежда существует как система знаков: мы читаем ее как текст, который в себе несет определенные смыслы и послания. Между индивидуальным стилем и коллективным выбором, модой, всегда есть большая разница, — рассуждает Александра Левитина.
По словам фешен-эксперта, издание Vogue также подчеркивает: мода 20-х годов XXI века — это не только вещи, но и игра в символы. Сумка, подвеска или бижутерия способны рассказать о роли человека куда больше, чем костюм от люксового бренда.
Традиционно источниками трендов были дизайнеры, но сегодня многие тенденции рождаются на улицах и в соцсетях. Так, по мнению эксперта, получилось и с Лабубу.
— Как пишет модный портал Business of Fashion, Лабубу стали популярными в Китае через фанатское сообщество, а не сошли с подиума. Очереди в магазин Popmart превратились в вирусный контент и задали тренд. Vogue Arabia фиксирует, как этот символ из массовой культуры стремительно проник даже в мир люксовых аксессуаров, став антитезой эстетики «тихой роскоши», — рассказывает Левитина.
По мнению фешен-эксперта, это доказывает, что обычный человек действительно может задать тон, если его выбор совпадает с «нервом» времени и превращается в социальный сигнал.
— Один из главных трендов 2025 года — индивидуальность, которая фокусируется на максимальном самовыражении, часто через уникальный дизайн и смелые, нестандартные стили. Лабубу можно назвать ярким примером этого тренда. С точки зрения стилистики такая подвеска — это знак принадлежности к поколению TikTok и глобальному модному сообществу, игра в постиронию и культурный код, понятный «своим», — продолжает Левитина.
Эксперт подчеркивает, что с точки зрения психологии стиля Лабубу выполняет функцию так называемого транзитного объекта: маленькая вещь, которая дает эмоциональную поддержку и ощущение принадлежности к сообществу.
— В моде это работает как маркер безопасности: «Я не одна, я часть тренда, меня поймут». Подвеска меняет и телесное восприятие владельца: строгая сумка с мультяшным брелоком делает образ мягче и дружелюбнее, — рассуждает Александра Левитина.
Впрочем, теперь, когда с Лабубу ходит каждый второй, об индивидуальности можно и поспорить. Но ответ на вопрос, модно или нет, каждый дает себе сам: важнее то, какую историю о себе человек рассказывает через аксессуар. А чтобы не стать «рабом моды», консультант по имиджу советует воспринимать ее как инструмент для взращивания вкуса и стиля, а не как готовое решение.
— Не будем забывать, что мода — это прежде всего коммерческая сторона красоты. В любом случае это вопрос выбора: использовать модные вещи для выражения себя или позволить им заменить собственную идентичность, — рассуждает Левитина.
Почему не Чебурашка
В современном мире любая продажа товара или услуги — это результат социальной инженерии, считает клинический психолог, сексолог Сергей Волков. А социальная инженерия — это создание условий и информационной среды с целью скрытого управления обществом.
— Классическая схема, когда каждый сам решал, нужен ему товар или нет, давно не работает. Потенциал этой системы был исчерпан еще в начале нулевых. Развитие социальных сетей внедрило в процесс принятия решения эмоциональный компонент. Теперь важен не товар, а нарратив (история), которую предлагают вместе с ним, — рассуждает Волков.
С точки зрения клинического психолога, Лабубу — это история скандалов и противостояния им.
— При этом наш Чебурашка, если сравнивать только игрушки, без вспыхивающих вокруг них эмоций, ничем не отличается от Лабубу. Но у Чебурашки нет такой мощной информационной истории и такого накала эмоций. А люди теперь выбирают не только пользу, но и свое отношение к вещи и ощущение, — продолжает Сергей Волков.
Клинический психолог называет эмоции и ощущения атрибутами реального и живого. Современное общество, по мнению эксперта, испытывает подобные чувства не только к людям, но и к вещам, ставя знак равенства, например, между рекламной страницей в интернете и страницей своего друга.
— Организованы две реальности: та, в которой мы живем, и та, в которую мы верим, находясь в сети нашей фантазии. И за счет маркетинговых инструментов бизнес продает реальные товары за реальные деньги людям, находящимся в нереальных фантазиях, предварительно создав эти фантазии. В рекламе это называется «бренд», — резюмирует клинический психолог.
Гениальная идея в наши дни ничего не значит, если она не превращена в тренд, подчеркивает эксперт. Лабубу, по его мнению, ничем не отличается от сотен других игрушек, но у «неведомой зверушки» в любом случае была мощная кампания по лоббированию и сильнейшая медиаподдержка в интернете.
Управление психикой человека
Человек, слепо следующий моде, теряет управление своей жизнью, потому что начинает зависеть от чужих мнений и идей, замещает реальность чьими-то установками, предостерегает Волков.
Тем, кто шагает в ногу с трендами, эксперт напоминает, что современные мошенники используют такие же элементы маркетинга, убеждения и давления, что и обычные продавцы и консультанты. Чтобы уберечься от хитроумных уловок, надо развивать критическое мышление, агрессию (в хорошем смысле этого слова) и уверенность в себе. «Управляют только теми, кто позволяет собой управлять», — резюмирует клинический психолог.
— Люди всегда зависели от трендов, и это присуще всем без исключения, кроме людей с психическими отклонениями, — комментирует Волков. — Просто кто-то это понимает и радуется новому, кто-то борется и видит во всем заговор теневого правительства, а кто-то не заморачивается.
По мнению клинического психолога, первые любят идти за трендами: это привлекает к ним внимание, дает чувство новизны и лидерства, повышает статус и самооценку. Вторые как оппозиция опровергают важность «ненужных» и бесполезных трендов, удерживают бизнес и моду в определенных рамках морали и культурных норм, чтят и хранят традиции, защищая и развивая базовые основы общества. Третья группа вообще не интересуется модой, а покупает то, что найдет на прилавках, поэтому всё равно так или иначе потребляет новые тренды.
Клинический психолог подчеркивает, что тренды важны не только для людей, но и для рынка. Они способствуют сменяемости товаров и технологий, расширению рынка и развитию инноваций.
— Часто компании, выпускающие жизненно важные лекарства, ради экономической жизнеспособности основную выручку делают, например, на мыле, кремах от загара или дорогих, трендовых лекарствах. Это двойственная ситуация: с одной стороны, людей скрытно принуждают к покупкам, кредитам и определенному образу жизни, с другой — большая часть социальных гарантий стала возможна благодаря такой стратегии, — продолжает клинический психолог.
Если человек не цепляет Лабубу на сумку, не носит прическу «под корейцев» или ботинки на массивной подошве, он может прослыть ретроградом.
Но клинический психолог ничего плохого в ригидном мышлении (неспособности адаптироваться к новому, менять систему взглядов) не видит. Эти люди сохраняют традиции и создают альтернативное мнение, которое обычно перерождается в новый мейнстрим.
— Сумки, игрушки и прически меняются каждые 5–10 лет или даже чаще. Мода нужна не единоразово, а постоянно. Она следует за политикой или социальными изменениями, а эти явления в свою очередь обновляются вместе с научными открытиями и социальными запросами. И так по кругу, — комментирует Сергей Волков.
Однако полное противостояние модному и актуальному тоже можно назвать нехорошим звоночком.
— Это не просто «немодный» человек, а отшельник, выпавший из мира. Цена такого отступничества — полный социальный провал и отсутствие перспектив в жизни. Истина, как всегда, где-то посередине, — предостерегает эксперт.
Модный выбор
Александра Левитина уверена, что слепое следование моде не имеет ничего общего со стилем и умением красиво и к месту одеваться.
— Если модный пиджак с плечами не идет, не стоит его покупать только потому, что он актуален. Именно в балансе пролегает граница между вкусом и модной коммерцией. Одежда должна работать на личность. Важен сам человек с его психотипом, внешними данными и социальной ролью, следует учитывать также контекст ситуации, подходящий стиль и дресс-код, если он есть, — подсказывает фешен-эксперт.
Левитина советует не забывать, что гардероб формируется цельно, то есть образами, что значительно упрощает покупки. Надо заранее представить, с чем можно будет надеть конкретную вещь, а не брать «просто пиджак» или «это платье».
— Так называемого базового гардероба для всех не существует: у каждого он свой, и это крайне важно не забывать, — подчеркивает стилист.
По словам Левитиной, стиль не формируется от набора супермодных вещей.
— Наверняка все встречали человека, полностью одетого в бренды, тренды и модные вещи, но выглядящего безвкусно. Стиль — прежде всего понимание эстетического направления, акцентов в образе, аксессуаров, правильных пропорций. Это создает актуальность, а не просто ощущение супермодности, — комментирует Александра Левитина.
Чтобы сохранить индивидуальность, фешен-эксперт советует находить точки отличия: неожиданный аксессуар, винтажную деталь или личный цветовой акцент.
— Штрих, через который человек может интерпретировать и оставлять себе свободу для экспериментов, — это и есть умение сохранить индивидуальность, не теряя актуальности, — делает вывод фешен-эксперт.











































