• О компании
  • Новости
  • Мобильное приложение
  • Вопрос-ответ
  • Статьи
  • ...
    Заказать звонок
    Вход Регистрация
    Открытое качество
    AaВерсия для слабовидящих
    0
    0
    0
    Корзина заказа
    • Меню
    • Исследования
      • Молочная продукция, в том числе масло сливочное
        • Молоко Молоко
        • Сметана Сметана
        • Масло сливочное Масло сливочное
        • Сыр Сыр
        • Кисломолочные продукты Кисломолочные продукты
        • Сливки Сливки
        • Сгущенное молоко с сахаром Сгущенное молоко с сахаром
        • Творог Творог
        • Сыр плавленый Сыр плавленый
        • Мороженое Мороженое
        • Молочные напитки, коктейли Молочные напитки, коктейли
      • Рыба и продукты ее переработки
        • Рыба охлажденная Рыба охлажденная
        • Рыбные консервы Рыбные консервы
        • Рыба мороженая Рыба мороженая
        • Рыба копченая Рыба копченая
        • Рыба соленая Рыба соленая
      • Мясная продукция
        • Сосиски Сосиски
        • Колбаса вареная Колбаса вареная
        • Говядина Говядина
        • Свинина Свинина
        • Мясные консервы из говядины Мясные консервы из говядины
        • Мясные консервы из свинины Мясные консервы из свинины
        • Фарш Фарш
        • Баранина Баранина
        • Конина Конина
        • Мясные консервы куриные Мясные консервы куриные
        • Мясо птицы Мясо птицы
        • Полуфабрикаты в тесте Полуфабрикаты в тесте
        • Колбаса сырокопченая Колбаса сырокопченая
        • Колбаса полукопченая Колбаса полукопченая
        • Колбаса варено-копченая Колбаса варено-копченая
        • Мясная гастрономия Мясная гастрономия
        • Мясные консервы ветчинные, паштетные Мясные консервы ветчинные, паштетные
        • Куриные яйца
      • Продукция переработки плодов и овощей
        • Овощи Овощи
        • Фрукты и ягоды Фрукты и ягоды
      • Вода питьевая
        • Вода минеральная Вода минеральная
        • Вода питьевая Вода питьевая
      • Хлебобулочные изделия
        • Батоны, булки Батоны, булки
        • Хлеб Хлеб
        • Баранки, соломка Баранки, соломка
        • Лепешки Лепешки
        • Мучные кондитерские изделия Мучные кондитерские изделия
        • Мука
      • Масложировая продукция
        • Маргарин Маргарин
      • Мед и продукты пчеловодства
        • Мед натуральный Мед натуральный
      • Дегустация российских вин
      • Безалкогольные напитки
    • Новости
    • Документы
      • Нормативные акты
      • Технический регламент Таможенного союза
    • О проекте
      • О лаборатории
    • Производители
    • Вопрос-ответ
    • Полезные ссылки
    • Контакты
    • Дегустация
      • Исследования
        • Молочная продукция, в том числе масло сливочное
        • Рыба и продукты ее переработки
        • Мясная продукция
        • Продукция переработки плодов и овощей
        • Вода питьевая
        • Хлебобулочные изделия
        • Масложировая продукция
        • Мед и продукты пчеловодства
        • Дегустация российских вин
        • Безалкогольные напитки
      • Новости
      • Документы
        • Нормативные акты
        • Технический регламент Таможенного союза
      • О проекте
        • О лаборатории
      • Производители
      • Вопрос-ответ
      • Полезные ссылки
      • Контакты
      • Дегустация
      • Статьи
      • Производители
      Новости
      Все новости
      5 июня 2025
      С 6 по 8 июня пройдут ярмарки в 33 муниципалитетах и городах республики
      5 июня 2025
      Диетолог Мамина назвала лучшие продукты для укрепления костей и зубов
      5 июня 2025
      У манго нашли два полезных для сердца свойства
      Статьи
      Все статьи
      Мацони: польза и вред для организма
      Правильные углеводы: список продуктов
      От пломбира до фруктового льда: состав мороженого по ГОСТу
      Главная
      -
      Справочная информация
      -
      Статьи
      -Субсидии иваси: как льгота на перевозку скажется на стоимости рыбы

      Субсидии иваси: как льгота на перевозку скажется на стоимости рыбы

      22 февраля 2024

      Президент России Владимир Путин поручил правительству до середины апреля принять конструктивное решение о ж/д перевозке лососей и сардины иваси с Дальнего Востока в центральные регионы РФ. Как сообщили «Известиям» в Минсельхозе, уже сейчас министерство готовит инициативу о расширении механизма субсидирования железнодорожных перевозок рыбной продукции. Предложение о субсидировании связано с большими объемами добычи. Так, по улову в 2023 году лосось оказался со вторым результатом за всю историю наблюдений, вылов составил 609 тыс. тонн. В рыбных ассоциациях считают, что субсидирование перевозок сельди мороженой и филе из нее позволит снизить стоимость традиционно любимых россиянами пресервов. При этом рыбохозяйственные предприятия Приморья просят также о субсидиях на автомобильные перевозки рыбы, поскольку ж/д поток на дальневосточном направлении пока сильно перегружен. Подробности — в материале «Известий».

      Спрос на лосось, семгу и форель в России в 2023-м

      Минсельхозом России будет подготовлена инициатива о расширении механизма субсидирования железнодорожных перевозок лососевых видов рыб и сардины иваси, сообщили «Известиям» в министерстве. По оценке МСХ, это позволит снизить затраты на транспортировку в среднем на 7 рублей за килограмм рыбной продукции.

      В 2023 году более половины от общего объема импорта продукции из лососевых видов рыб было поставлено в Центральный федеральный округ РФ, сообщили «Известиям» в Центре агроаналитики (подведомство Минсельхоза). Основными поставщиками являлись Чили и Турция, которые экспортировали аквакультурные семгу и форель. Импорт иваси в Россию практически не осуществлялся.

      Аквакультурный лосось пользуется устойчивым спросом у потребителей, поставки свежей рыбы на внутренний рынок осуществляются круглогодично. При этом лов тихоокеанских лососевых осуществляется только летом и в начале осени и к тому же цикличен: объемы добычи в нечетные и четные годы разнятся из-за особенностей жизненного цикла таких рыб. Отечественное производство аквакультурного лосося в настоящее время не может полностью заместить импорт из-за специфики отрасли, отмечают эксперты Центра агроаналитики. Таким образом, импортная продукция в настоящее время поддерживает баланс внутреннего рынка.

      Ожидается, что рассматриваемый механизм субсидирования железнодорожных перевозок будет распространяться на тихоокеанские виды лососевых рыб: горбушу, кету, кижуч, нерку и т. д,, а также на сардину иваси, выловленную на Дальнем Востоке. Всё это, как ожидается, позволит нарастить и разнообразить предложение этой продукции в центре страны и сдержать рост цен в рознице, считают эксперты.

      Расширение перечня товаров, доставка которых субсидируется, за счет лососевых и сардин иваси — важная мера для повышения доступности продукции на внутреннем рынке.

      Однако необходимо, чтобы субсидирование также распространялось на основные социально значимые виды рыбной продукции, — говорит президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев.

      — Это фарш из минтая, сельдь, филе трески, а также рыбная мука, используемая для производства кормов. Мука востребована животноводством и аквакультурой, и затраты на ее доставку влияют на стоимость кормов в этих секторах, — пояснил эксперт.

      В России сегодня субсидируются только перевозки минтая — одного из самых «народных» видов рыбы. Производство филе, фарша и сурими (сырья для популярных у потребителей крабовых палочек) из минтая составляет половину всей выпускаемой в стране продукции такого типа. Но субсидии распространяются на доставку только некоторых видов товаров. Например, фарш из минтая и сурими под действие субсидии не подпадают.

      — Объем производства этой продукции в 2022 году достиг 10,8 тыс. т, а по оперативным итогам 2023 года объем производства превысил уровень 2022 года и составил около 55 тыс. т, — отмечает Алексей Осинцев.

      Председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев замечает, что субсидирование перевозки лососевых и сардин с Дальнего Востока в центральные регионы России не повлияет на ценовую политику рыбодобывающих предприятий и, к сожалению, не мотивирует их снизить отпускную цену.

      — Вполне вероятно, что в Центральную Россию поступит рыба по цене, близкой к ее стоимости на рынке Дальневосточного региона, — говорит Игорь Караваев.

      По его словам, для системного повышения доступности рыбной продукции и расширения ассортимента необходимо на месте добычи развивать переработку рыбы и увеличивать производство готовых рыбных изделий в упаковке.

      Однако президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак приводит в пример субсидирование минтая и утверждает, что льготные ж/д тарифы на перевозку рыбы — это действенная мера поддержки внутреннего спроса, особенно когда речь идет о недорогих сортах.

      — По товарам из минтая субсидия ощутима и составляет около 8% от текущей оптовой цены на мороженый минтай. Фактически она позволяет компенсировать около трети стоимости перевозки минтая с Дальнего Востока по железной дороге, — пояснил эксперт. По его оценкам, дальнейшее субсидирование доставки минтая продолжит стимулировать спрос на него на внутреннем рынке.

      Насколько логистика лосося и сардин станет дешевле, зависит от объемов финансирования и механизма, который предложит правительство, заявил президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.

      — По минтаю, например, субсидии позволяют возместить 6 рублей за доставку 1 кг рыбы. Это почти 1/4 стоимости доставки в обычный сезон (24–25 руб./кг) и 1/5 — в пиковый (30 руб./кг). Для социально значимых видов рыбы это довольно существенно, — уточнил Герман Зверев.

      Самая популярная рыба в России и прогноз вылова

      Своевременная доставка рыбы в регионы имеет ключевое значение не только для насыщения рынка востребованной продукцией, но и для эффективности промысла. Это позволяет разгрузить мощности для хранения продукции, объясняет Герман Зверев.

      По его словам, главный плюс механизма в том, что рыба станет доступнее для потребителя, поскольку издержки на доставку сократятся, а предложение возрастет.

      — Вместе с тем сардина иваси — пока недооцененная переработчиками и ритейлерами из центральной части России рыба, и повышение ее ценовой доступности могло бы стать стимулом для развития производства и появления новой качественной продукции на прилавках, — говорит Герман Зверев.

      Дело в том, что иваси является полноценным аналогом сельди. В СССР ее продавали под брендом «сельдь иваси», она отличается более нежным и сочным мясом, а при засолке практически не теряет своих вкусовых качеств. В результате грамотного маркетинга и госсубсидий «сельдь иваси» наряду с килькой в томатном соусе стала рыбным символом эпохи позднего СССР. Вслед за распадом СССР иваси ушла от российских берегов, промысел возродили только в 2018 году, после 25-летнего перерыва.

      В прошлом году, по данным ВАРПЭ, рыбаки добыли 543,9 тыс. т иваси — в 1,9 раза больше, чем в 2022 году. Такие высокие уловы ожидаются и в ближайшие годы, что в комплексе с льготами на доставку открывает хорошие перспективы для расширения ассортимента пресервов и консервов, а также копченой и соленой рыбы на российских прилавках, полагает Зверев.

      Однако вице-президент Рыбной ассоциации Александр Фомин считает, что ассортимент на прилавках «центра» обогатится не сильно, поскольку речь идет в основном о четырех видах рыб (горбуша, кета, кижуч, сардина иваси).

      — Эта рыба и так идет на внутренний рынок, вопрос только в том, что субсидии частично компенсируют затраты на перевозку с Дальнего Востока в центральные районы страны. При этом пока не понятно, насколько они будут компенсироваться, — рассуждает Фомин.

      Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья, вице-президент ассоциации рыбаков и экспортеров Георгий Мартынов​ объяснил «Известиям», что прошлый год за всю историю наблюдений был самым богатым на вылов лососевой продукции (больше 600 тыс. т). Растет вылов и дальневосточной сардины иваси, по прогнозам, тенденция в ближайшие годы сохранится.

      — Возможный вылов его, полагаем, будет на уровне 1 млн т. Сейчас получается, что основной рыбопромысловый центр находится в 10 тыс. км от основных рынков сбыта внутри страны. И выходит что ближайший стратегический партнер-потребитель — Китай — имеет более простую логистику, чем наша страна, — говорит Георгий Мартынов.

      По его словам, также к ДФО близки порты Южной Кореи и Японии. Правда, торговые отношения с ними в любой момент могут затрудниться, поэтому рыболовы ищут новые рынки, например, Вьетнам и другие.

      Главная проблема в том, что дорога на Дальний Восток пока сильно перегружена, хотя всё может решить новый БАМ, уточняет Георгий Мартынов.

      — Поэтому мы считаем что нужно добавить к ж/д перевозкам и автологистику. Нынешняя сеть позволяет комфортно довезти продукцию из Владивостока в Москву. В случае с ж/д перевозкой будет по крайнем мере две перевалки. А от этого и рыба портится, и качество становится хуже. Просим также правительство РФ предусмотреть перевозку не только мороженой, но и готовой продукции, — уточнил эксперт.

      Он добавил, что в ДФО действует программа по инвестированию в строительство самими рыбаками перерабатывающих заводов. То есть, после закона о субсидиях, рационально было бы рассмотреть возможность вывоза в ЦФО готовой рыбопродукции, рассуждают рыбопромышленники ДФО. И делать это лучше именно автомобильным транспортом. Ведь субсидироваться будет провозной ж/д тариф, но арендой товарных поездов занимаются коммерческие организации, разъясняет Мартынов.

      — Важно, чтобы субсидия «не утонула» в том тарифе, который будет предусмотрен частниками. Сейчас провозной тариф составляет 17–20 рублей на килограмм, — говорит представитель отрасли.

      Сколько стоит горбуша и лосось в России

      Благодаря высокому уровню добычи тихоокеанских лососей средняя оптовая цена в Дальневосточном федеральном округе на горбушу сократилась с 270 до 145 руб./кг, в центральной России — с 300 до 187 руб./кг, подсчитали в Strategy Partners (экосистема «Сбера»).

      Примерная текущая стоимость железнодорожной перевозки рыбопродукции рефконтейнерами с Дальнего Востока до Москвы составляет около 20 руб./кг, то есть около 10% от стоимости горбуши.

      Если применить опыт субсидирования перевозки минтая и сельди (когда выплата доходила до 7 руб./кг) к горбуше, то это позволит сократить оптовые цены в центре страны до 4%, уверена эксперт Strategy Partners Мелиса Мердеева.

      По словам Мелисы Мердеевой, на текущий момент логистика на экспортные рынки в ДФО стоит дешевле, чем по России, поэтому рыбодобывающие предприятия предпочитают экспортировать рыбу. При субсидировании перевозки рыбы в Москву картина со сбытом поменяется в пользу внутреннего рынка, как было с минтаем и сельдью в последние несколько лет.

      Мелиса Мердеева прогнозирует, что субсидирование перевозки лососевых видов рыб и сардины иваси из ДФО поможет разнообразить рыбные прилавки, сделать их более доступными по цене. Также данная мера поддержки способствует импортозамещению атлантической сельди, которую в центр России доставляют преимущественно из Фарерских островов.​

      — Повышение доступности иваси для сектора переработки поможет выставить на прилавки доступный и качественный аналог сельди. Горбуша и без того пользуется спросом, но и она может стать доступнее для потребителя. При этом важно учитывать, что многое зависит от объема финансирования данной меры поддержки и того, как он будет распределен между конкретными видами рыбы, — резюмирует Герман Зверев.

      Источник: "Известия"

      Изображение размещено из открытых источников

      Вернуться
      Поделиться
      2025 © Министерство торговли и услуг Республики Башкортостан
      О проекте
      Информация
      Новости
      • Новости
      • Контакты
      • Лабораторные исследования
      • Дегустация
      • Новости
      • Документы
      • О проекте
      • Производители
      • Полезные ссылки
      • Вопрос-ответ
      • Статьи
      • Вопрос-ответ
      (347)218-09-76
      Заказать звонок
      2025 © Министерство торговли и услуг Республики Башкортостан