В России хотят ужесточить контроль за передвижными и контейнерными АЗС, узнали «Известия». Причина — рост таких теневых заправок в регионах, которые открываются без лицензий и продают некачественное топливо, их уже сотни, подтверждают участники рынка и эксперты. Планируется ввести для бизнеса обязательное уведомление контрольных органов об открытии таких точек, определение специальных мест для их работы, а также административные штрафы.
Ценовой фактор
В России хотят ужесточить контроль за передвижными и контейнерными АЗС. Об этом говорится в протоколе совещания Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции под председательством вице-премьера Дениса Мантурова. С документом ознакомились «Известия».
Власти, в частности, предлагают обязать бизнес уведомлять контрольные органы об открытии таких заправок, определить для них специальные места, а также рассмотреть введение административных штрафов, следует из протокола совещания.
В Минэнерго рекомендовали «Известиям» обратиться в Минпромторг, а там отметили, что проработка вопроса поручена Росстандарту.
— В настоящее время отсутствует необходимое регулирование для продажи автомобильного топлива на контейнерных и передвижных АЗС. Реализация посредством такой формы торговли несет риски поставки некачественного продукта, нарушения законодательства в области обеспечения единства измерений, соблюдения правил перевозки опасных грузов (ДОПОГ) и требований пожарной безопасности, — заявили в Росстандарте.
Предполагается, что такая деятельность будет носить уведомительный характер, это не станет обременительным для бизнеса, но обеспечит прозрачность и подконтрольность таких АЗС для целей соблюдения прав потребителей, добавили в федеральном агентстве.
Как писали «Известия», в регионах России распространились передвижные и контейнерные АЗС, работающие без каких-либо лицензионных разрешений, — теневые бизнесмены переоборудуют под заправки машины, самовольно открывают бензоматы на территориях населенных пунктов.
— Такие объекты зачастую работают с нарушениями требований пожарной безопасности и продают некачественное топливо посетителям. Одна из основных причин роста популярности подобных заправок — сниженные цены (в среднем на 5 рублей за 1 л бензина). В целом по стране их уже может насчитываться несколько тысяч примерно на 28 тыс. легальных, — пояснил «Известиям» зампред экспертного совета Всероссийского конкурса «АЗС России» Игорь Маслов.
Контроль и безопасность
Продажа топлива через мобильные АЗС часто сопровождается целым рядом нарушений, проконтролировать их деятельность достаточно сложно, рассказала «Известиям» руководитель направления «Народный фронт. Аналитика» Ольга Позднякова.
Зачастую такие заправки устанавливают временно в местах прохождения наибольшего транспортного потока без разработки проектной документации и получения разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, добавила управляющий партнер сети АЗС GP Vympel, член Российского топливного союза (РТС) Екатерина Савкина.
— В некоторых случаях передвижные заправки размещаются без надлежащего оформления прав на земельный участок. Редко, но бывает и торговля топливом без регистрации индивидуального предпринимателя или оформления юридического лица, без использования контрольно-кассовых машин. Временное размещение и маневренность позволяет теневым точкам уходить из поля зрения контролирующих и надзорных органов, — подчеркнула Екатерина Савкина.
Еще одна проблема заключается в том, что зачастую владельцы мобильных АЗС — физические лица, их можно привлечь только по ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации и оштрафовать всего на 500–2000 рублей, добавила Ольга Позднякова.
— При этом полностью запрещать деятельность передвижных заправок нельзя, поскольку они востребованы на отдаленных и труднодоступных территориях, протяженных участках дорог, где нет стационарных АЗС и невыгодно создавать полноценный комплекс. То есть должен появиться перечень условий, при которых возможна работа мобильных точек там, где это необходимо, — считает эксперт.
С учетом того, что Госкомиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции начала свою работу по усилению контроля за передвижными заправками, есть шансы, что рынок освободится от таких теневых объектов, считает заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев.
— Однако уведомительный характер может не сработать. Считаю, что нужно вводить разрешительный характер существования таких объектов, а также законодательно запретить реализацию топлива вне легальных АЗС, — сказал эксперт.
Опыт «Народного фронта» показывает, что пока бороться с мобильными АЗС, которые осуществляют продажу без регистрации, можно только через арест оборудования, включая средства передвижения, отметила Ольга Позднякова. Необходима разработка на федеральном уровне единого стандарта с требованиями к деятельности таких заправок, отметил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Источник: "Известия"Изображение размещено из открытых источников