Новости
Все новости
О лаборатории
Исследования проекта «Открытое качество» проводятся в ГКУ «Испытательный центр» — подведомственной структуре Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей. Испытательный центр аккредитован в национальной системе аккредитации и соответствует требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 — аттестат аккредитации № RA.RU.21АГ55. Включен в реестр лабораторий, осуществляющих оценку соответствия пищевой продукции требованиям Технических регламентов Таможенного союза.
В область аккредитации испытательного центра включены лабораторные испытания пищевой и алкогольной продукции, бутилированной питьевой и минеральной воды.
Оборудование лаборатории «Открытое качество»
Приборный парк учреждения имеет более 80 единиц средств измерений, порядка 30 единиц испытательного оборудования. Современное высокоэффективное оборудование дает возможность анализировать все виды пищевой продукции по показателям, характеризующим качество и безопасность.
Методы испытательного центра
Органолептические
Хроматографические
Атомно-абсорбционные
Спектрометрические
Титриметрические
Гистологические
В ГКУ «Испытательный центр» проверяется качество пищевой и алкогольной продукции, реализуемой на рынке республики, проводятся лабораторные испытания на наличие опасных для здоровья веществ:
- пестицидов, попадающих в продукты питания в результате обработки растений от вредителей;
- нитратов и нитритов в продукции растениеводства, превышение которых возможно при передозировке азотсодержащих удобрений;
- токсичных элементов, бенз(а)пирена, радионуклидов.
Определяются консерванты и красители (в превышающих норму количествах они становятся вредными веществами), токсичные микропримеси в алкогольной продукции. Проводятся гистологические исследования состава мясной продукции с целью обнаружения фальсификации.
Особенности оценки качества продовольственных товаров
При оценке качества продовольственных товаров определяют 3 группы показателей:
- органолептические,
- физико-химические;
- санитарно-гигиенические.
Органолептические показатели
- Органолептические показатели нормируются для всех групп продовольственных товаров, а для некоторых из них (например, вкусовых товаров) они являются определяющими. Общими органолептическими показателями для большинства продовольственных товаров являются:
- внешний вид;
- цвет;
- вкус;
- запах (аромат);
- консистенция.
Специфическими показателями являются рисунок сыра, пористость хлеба, прозрачность — для некоторых напитков и др. Для некоторых продовольственных товаров (виноградных вин, твердых сычужных сыров, сливочного масла) стандартами предусмотрена балльная оценка органолептических показателей, при которой в зависимости от суммарного количества набранных баллов производится градация товаров по качеству.
Физико-химические показатели
Физико-химические показатели качества специфичны для каждой группы продовольственных товаров. Вместе с тем наиболее распространенными являются:
- массовая доля влаги (в %),
- массовая доля сухих веществ, жира, сахара, соли или других компонентов (в %) в зависимости от состава продукта;
- кислотность (общая, титруемая, летучая);
- содержание золы (зольность, в %).
Для определения этих показателей используются стандартные физико-химические методы исследования.
Санитарно-гигиенические показатели
Санитарно-гигиенические (микробиологические и биологические) показатели регламентируются для всех групп продовольственных товаров действующими нормативными документами, а также «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Гигиеническими требованиями безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» (СанПиН 2.3.2.1078-01). Наиболее жесткие санитарно-гигиенические требования предъявляются к товарам, которые являются продуктами переработки основного сырья.
Все нормируемые санитарно-гигиенические показатели являются стандартом безопасности продовольственных товаров. Результатом оценки качества продовольственных товаров является установление их соответствия (несоответствия) требованиям действующих нормативных документов, а также определение градации качества, если предусмотрено деление их на товарные сорта (марки, номера).